delaempodarki (delaempodarki) wrote,
delaempodarki
delaempodarki

как мы делаем керамику "РАКУ"

Для жителей страны Восходящего солнца церемония чаепития – это настоящий ритуал. Он имеет многовековые традиции, которые и сегодня остаются в Японии священными. При этом в культ высокого здесь возведена не только сама процедура угощения чаем, но и используемая чайная утварь, отличающаяся своеобразием и красотой исполнения. Чаши Раку – один из самых распространенных и в тоже время необычных типов японской керамики, о которой и пойдет речь сегодня.


Среди наших работ немало изделий, выполненных в стиле Раку. И мы считаем, что это действительно великолепная находка для керамиста и ценителя простоты и естественности! Изделия, выполненные в этой технике, по-настоящему самобытны и неповторимы. Они отлично гармонируют с самой природой. Взяв в руки любую пиалу, при внимательном ее рассмотрении вы каждое мгновенье будете открывать для себя что-то новое: будь то трещинка, подтек глазури, особенности неповторимой формы…

А весь секрет в том, что керамика раку изготавливается, как говорят японские мастера – основатели техники, – «рукотворным» способом, без использования гончарного круга. В результате слепленные вручную чаши получают асимметричные контуры и неравномерную толщину стенок. Это и есть воплощение идей естесственности и простоты.

Давайте заглянем в мастерскую и вместе с нами прикоснемся к таинству создания керамики Раку.

Итак, для того, чтобы получить одну пиалку, нужно взять глину и слепить ее, при этом сохраняя натуральность форм. Затем обжечь и покрыть специальной глазурью. После этого можно приступать ко второму обжигу. Будьте предельно внимательны, ведь именно в это во время и будут происходить все самые важные и необычные превращения керамики.
 
 
 
Из пылающей жаром печи, а она должна быть нагрета примерно до 800 - 950 градусов, очень быстро вынимаем нашу пиалку. Кладем ее в подготовленную металлическую емкость, которая заранее до половины заполняется опилками (их вполне можно поменять на сено, сухую листву или обрывки бумаги). Засыпаем сверху опилками и очень плотно закрываем ее крышкой так, чтобы дым не прорывался наружу. Это нужно для получения эффекта кракелюра и различных цветовых эффектов, которые и придают изделию уникальные особенности. Именно перепады температур заставляют глазурь трескаться. Более того, в закрытом пространстве раскаленная пиалка вызывает процесс обугливания сухих опилок. В результате выделяется дым, который, попадая в образующиеся трещины, и создает тот самый эффект кракле!Кстати, весь этот процесс мастера между собой называют никак иначе, чем «пляски вокруг печи с бубном». Они знают, что его кажущаяся простота таит большой риск потерять изделие. Одна неудачная трещина и все... нужно начинать работу сначала.

Спустя некоторое время еще горячую пиалку (около 100 градусов) достаем из опилок и погружаем в воду. Отмываем ее и можем насладиться тем, что у нас получилось. А вышел, скажем, без лишней скромности, из глины, воздуха, огня и воды новый «шедевр».

В своей работе мы используем еще один маленький фокус. Придумали его, конечно же, не сами, но, уж очень он был хорош, чтобы остаться без внимания. Но это лирика, а нам нужна суть. Она такова: в глазури, которыми покрываются изделия, мы обязательно добавляем немного окиси меди в виде порошка. При обжиге изделие покрывается тонким слоем меди, который находится под глазурью.
 
Однако есть одна сложность. Нужно приложить еще больше усилий, чтобы в емкость с опилками ни в коем случае не попал воздух (кислород). Иначе вместо медного окраса изделие просто почернеет (окислится).

И вообще, должен сказать, что работать в технике Раку - это значит уметь сохранять баланс между естественностью и браком. Все трещинки, подтеки, неровности должны получаться и эстетичными, и не мешать в использовании изделия. Это не просто, но в случае успеха чувства восхищения от работы компенсируют все ваши волнения!

Вот такой рассказ о керамике раку в нашем исполнении! А для мастеров, которые заинтересуются подробностями и деталями нашей работы над раку, даю несколько пояснений и дополнений:

1. Для обжига раку лучше всего использовать газовую или дровяную печь. Во-первых, спирали в электрической печи очень "боятся" открытого воздуха(тем более, когда печь раскалена до максимума, а ведь именно в этот момент придется ее открывать и доставать керамику), а газовые/дровяные печи выдержат резкие перепады температур, что и поможет создать идеальные условия для образования неравномерных подтеков глазури, ее вспенивания и трещинок.

2. Формы для керамики раку лучше использовать самые простые, открытые, чтобы была возможность керамике остывать равномерно(помним про и без того большие температурные нагрузки, с которыми, положим, форма бутылки с узким горлышком может не справиться!). Не зря наиболее распространены в технике раку именно пиалки- их форма проста, понятна и... красива!

3. Так как достать японскую специальную глину для раку в России нереально, лучшим вариантом замены, на наш взгляд, является шамот или "бумажная глина(глинас добавлением целлюлозы)! С ними легко создать натуральную форму, обжиг, как правило, тоже проходит без проблем, да и просто рукам приятно работать с этим материалом! А главное достоинство этих материалов- способность выдержать шоковую терапию в виде резких перепадов температур.
Tags: восстановительный обжиг, керамика "раку", керамисту, кружки, о керамике, пиалки, ручная работа, японская керамика
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments